РУБРИКА "ЗАПИСКИ СЦЕНАРИСТА"
Из чего состоит комедия?
Дмитрий Крутов, ведущий сценарист авторской комнаты MATCHCINEMA, расскажет о важнейших ингредиентах комедии и о том, под каким соусом их подают.

Из шуток и гэгов, конечно! Что за вопрос?


На этом можно было закончить статью. Но сегодня мы поговорим о чём-то поинтереснее, о составных элементах комедийного фильма с точки зрения сценария. Выявим рецепт приготовления хорошей комедии.

“Привет! Меня зовут Дмитрий и я занимаюсь комедией…” Звучит как цитата из начала фильма. Давайте рассмотрим сегодняшнюю тему на примере теоретической истории про сценариста, которому нужно написать статью.

1
ГЕРОЙ

«Что же такое WOFRAIM? Want — цель;Obstacles — препятствия;Feelings — чувства;Relationship — отношения;As if — сопоставление; Intentions — намерения, Moment Before — предшествующий момент.»

Скотт Седита
автор бестселлера Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актеров

"Мистер Бин" 1990-1995 П. Вейланд, Д.Х. Дейвис, Д. Биркин
Итак, первый пункт, - Герой.

Протагонист (это герой, по-научному) нашего теоретического фильма, - сценарист, который пишет статью. По заветам Скотта Седиты (из книги “8 комедийных характеров”), в подавляющем большинстве кино-комедий, главный герой это Обаятельный неудачник.Неисправимый оптимист, который верит в свою идею окончательно и бесповоротно. Такой тип главного героя даёт простор для комичных ситуаций и мощный двигатель для истории. Наш герой верит что сможет написать самую интересную на свете статью, но ему мешает лень и отсутствие шоколадки. Чтобы создать интересного героя, может потребоваться немало времени и исписанных листов.

Следует помнить что герой должен соответствовать истории (быть характерен сеттингу, или сильно выделяться, если вы решите использовать контрапункт), так что им может оказаться и другой архетип: логичный умник, дуралей, ловелас, невротик, хам, меркантильный, чудак не от мира сего.

2
СИТУАЦИЯ И ХАРАКТЕРЫ
Среди умных людей из шоу бизнеса, принято разделять два вида комедийных движков: комедию положений и комедию характеров. В первом случае мы черпаем смешное из обстоятельств и событий, в которые погружен герой (как в фильме “Брюс всемогущий” Т. Шедьяк). Наш сценарист в комедии положений, может писать статью стоя на шпагате над жерлом извергающегося вулкана, а каждая опечатка приближает его мужское достоинство к раскалённой лаве.
"Брюс Всемогущий" 2003 Т.Шедьяк
В случае с комедией характеров, как не сложно догадаться, комедийную задачу решают характерные особенности персонажей и их взаимодействие (“Резня” Р. Полански). В комедии характеров, наш сценарист мог запереться дома и заставлять себя писать до изнеможения, но со временем лень начала бы брать свое и вот он уже смотрит седьмой сезон Игры престолов и объедается начос. Существуют проекты, совмещающие в себе черты обоих видов комедий (“Рик и Морти” Д. Ройланд, Д. Хармон). Выберите движок, подходящий для вашей истории и двинемся дальше.


"Резня" Р. Полански
Найдите приемы, с помощью которых ваш герой сможет заявить о своей точке зрения. Четко зная точку зрения героя, легче завязать конфликт. Если персонаж верит в удачу, то он верит и в то, что ему удастся выиграть в лотерею, а если он считает все это «лохотроном», то ни в чем подобном участвовать не станет.
Сид Филд
"Киносценарий. Основы написания"

3
СИЛЫ АНТАГОНИЗМА
Беспроигрышное решение - сделать противником героя конкретного человека (или существо), а не абстрактные силы зла из пучин ада. Пусть наш сценарист противостоит не просто своей лени, а богу вина Дионису, который соблазняет его “Виноградным днём”; или банде диких ленивцев, во главе с Сидом. В ином случае, создайте драматичного, серьёзного антигероя, который будет контрастировать с главным героем вашего фильма. Маленькие препятствия на пути героя тоже могут и (по-хорошему) должны быть комичными. Выпустите на волю своё “Что если?” Выкрутим погоду на +40 и заставим нашего сценариста попотеть.

4
СТРУКТУРА
Не будем подробно останавливаться на этом абзаце, ведь о структуре сценария написано много книг (лучше прочих, расскажут Сид Филд и Роберт Макки). Четкая структура позволяет внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах. Структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.


Важно помнить, что ключевые точки (они же поинты или поворотные моменты) нужно хорошо проработать, с точки зрения мотивации героев и логики повествования. У нас было три акта с большим поворотом посередине, экспозиция, завязка, 75 ампул развития, кульминация, а также всевозможные кризисы, катарсисы и пр.


Весь перечень ингредиентов не уместился в одну статью, так что нам придется на время оставить нашего сценариста в покое. Создадим саспенс (тревожное ожидание дальнейшего развития событий). Не расстраивайся, мой любознательный читатель. Продолжение будет ждать тебя в одной из следующих статей рубрики “Записки сценариста”.

Следи за новостями!